Общее·количество·просмотров·страницы

Блог помощи в обучении истории 9му классу 284 Гимназии Санкт-Петербурга.

Все дополнительные материалы, документальные фильмы и задания к урокам вы сможете здесь найти. Материалы для публикации на данном блоге, взяты ЭОР созданных ранее:
Ссылки на использованные ЭОР, можно найти в конце сообщений. (ЭОР - электронные образовательные ресурсы)

"История - сокровищница прошлого, поучение для настоящего, предостережение для будущего ."

Мигель Сааведра

пятница, 25 ноября 2011 г.

Раздел 7


Раздел VII. СССР В СЕРЕДИНЕ 60-х — СЕРЕДИНЕ 80-х гг. XX в.

§ 45. Консервация политического режима

Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Со смещением Н. С. Хрущева и приходом к власти Л. И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил своеобразный «золотой век». Начатая Хрущевым политика десталинизации и относительная демократизация превратили аппарат из орудия лидеров страны в самостоятельный субъект политики. Аппарат в качестве главного своего лозунга выдвинул идею «стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, расцвету коррупции, разрыву между словом и делом. Объективно эта «стабильность» вела и к консервации политических и государственных структур.
Уже первые решения нового руководства означали возврат к прежним, привычным для аппарата структурам управления. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства, причем количество их с каждым годом росло и к середине 80-х гг. было более 100 министерств и ведомств союзного уровня (в 1924 г. их было 10, в 1936 г. —  20) и 500 республиканского. Только за 1976 — 1983 гг. численность управленческого аппарата выросла на 3 млн. и достигала 18 млн. человек. К этому времени на каждые 6 — 7 человек в стране приходилось по одному «управляющему». На их содержание ежегодно затрачивалось до 40 млрд рублей. «Стабильность» обернулась и старением кадров. К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.
Значительно усилился контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества. Уже на XXIII съезде КПСС (1966) были отменены все новации в партийной жизни, принятые при Хрущеве. Делегаты съезда проголосовали за    …..    отмену партийного руководства. В Уставе КПСС, принятом на XXIV съезде партии (1971), было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения (в промышленности и сельском хозяйстве оно существовало и раньше) со стороны партийных органов. Усиливался партийный контроль за деятельностью аппарата государственных органов. Конституция СССР 1977 г. закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив ее в качестве «ядра политической системы». Поскольку же вся реальная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать главной политической силой в стране.
Брежнев, как и его предшественники, широко использовал чисто аппаратные приемы в своей деятельности, например важнейшие для страны решения принимались узким кругом лиц. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией», свертывались критика и самокритика. По личному указанию Брежнева во время его выступлений перед большими аудиториями зал должен был в нужных местах речи вставать и аплодировать. При проведении работы съездов партии и общественных организаций в Кремлевском дворце съездов рассаживали группы скандирующих, обеспечивавших необходимые «шумовые эффекты» в зале.
Для материальною обеспечения аппарата была еще более усовершенствована и без того отлаженная система льгот и привилегий. Бесконтрольность вела к разложению части партийно-государственного аппарата. Началось сращивание его отдельных коррумпированных групп с «теневой экономикой».
С конца 60-х гг. начинается и усиливается кампания по возвеличиванию самого Брежнева. Укрепление его позиций в руководстве сопровождалось безмерным восхвалением его личности в официальных органах массовой пропаганды, вызывая ответную негативную реакцию населения.
Неосталинизм. Обеспечив себе восстановление господствующих позиций, партаппарат отказался от критики «культа личности». Уже через несколько месяцев после отстранения Хрущева, во время празднования 20-летия Победы, в докладе Брежнева впервые за последние годы прозвучала под аплодисменты зала высокая оценка вклада Сталина в Победу.
С тех пор все чаще не только имя Сталина, но и образ начинают присутствовать в художественных произведениях, кинофильмах, периодике. В них Сталин представал скромным, немногословным, неизменно мудрым, пекущимся о народном благе лидером. Линия XX съезда на развенчание Сталина не только не сохранилась на практике, но о ней перестали упоминать и в партийных документах.
К началу 80-х гг. в руководстве КПСС усилились нападки на предыдущую критику Сталина и сталинизма, прозвучали призывы о переименовании Волгограда в Сталинград в связи с 40-летием Победы.
Укрепление роли армии и органов безопасности. С устранением Хрущева возросла роль армейского руководства и органов безопасности. С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет — залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система ПВО (в том числе ПРО). Значительно выросли численность и боевая мощь авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности. Все это укрепляло обороноспособность страны, но и вело к усилению позиций военного руководства.
В условиях нарастания диссидентского движения в стране, проявления социальной напряженности власти заботились и об укреплении органов госбезопасности. С приходом к руководству КГБ секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова (1967) борьбе с инакомыслием стали уделять еще больше внимания. По его предложению создается Пятое управление КГБ (по борьбе с диссидентством), сотрудники которого были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения (включая молодежные, религиозные, научные и др.). Они вели скрытые и открытые наблюдения не только за правозащитниками, но и за их потенциальными союзниками, прослушивали телефоны.
Широкое использование получила практика заключения в специализированные психиатрические лечебницы, находившиеся на балансе МВД и КГБ. Даже в научных дискуссиях, как и при Сталине, направленность споров контролировали офицеры госбезопасности.
Таким образом, несмотря на то что массовый террор ушел в прошлое, политические преследования не только не прекратились, но и приобрели более изощренный характер.
Конституция СССР 1977 г. Принятая 7 октября 1977 г. Конституция стала четвертым за 60 лет советской власти Основным Законом.
В преамбуле Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты. Главный акцент делался на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и интернациональной общности» — советском народе, о едином народнохозяйственном комплексе СССР и др.).
В статье 6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе. Конституция утверждала усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра в ущерб правам республик.
Наконец, как и прежде, видное место в Основном Законе занял блок социально-экономических прав граждан, к числу которых (в сравнении с Конституцией 1936 г.) добавились и новые: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конституции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав.
В Конституции были закреплены и положения, предусматривавшие расширение прав общественных организаций (на законодательную инициативу, выдвижение кандидатов в депутаты и т. д.).
Конституция 1977 г. в целом носила демократический характер. Он подчеркивался еще и тем, что впервые в Основной Закон были внесены международные обязательства СССР (десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений). Однако имевший место в обществе разрыв между словом и делом, безусловно, наложил отпечаток и на то, что многие зафиксированные в Конституции права и свободы либо так и остались на бумаге (например, право на свободу демонстраций), либо нарушались.
ДОКУМЕНТЫ
ИЗ ДИРЕКТИВЫ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС СОВЕТСКИМ ПОСЛАМ И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ЗА ГРАНИЦЕЙ. ДЕКАБРЬ 1976 г.
При постановке вашим собеседником вопросов о так называемых «диссидентах», о порядке выездов граждан из СССР и других вопросов, с помощью которых буржуазная пропаганда пытается представить в ложном свете наш общественно-политический строй, подчеркивайте, что все эти попытки имеют целью опорочить советскую демократию и направлены на возрождение обстановки «психологической войны». На основе конкретных фактов... показывайте, что все утверждения о якобы имеющем место в СССР ущемлении прав личности и политических свобод являются вымыслом, а соответствующие антисоветские кампании — противоправным вмешательством в наши внутренние дела.
ИЗ ЗАПИСКИ КГБ И ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ СССР В ЦК КПСС. НОЯБРЬ 1972 г.
В соответствии с указаниями ЦК КПСС органы Комитета государственной безопасности ведут большую профилактическую работу по предупреждению преступлений, пресечению попыток ведения организованной подрывной деятельности националистических, ревизионистских и других антисоветских элементов, а также локализации возникающих в ряде мест группирований политически вредного характера.
За последние пять лет выявлено 3096 таких группирований, профилактировано 13 602 человека, входящих в их состав...
Подобные группы были вскрыты в Москве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани, Тюмени, на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и других местах.
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Н. С. ХРУЩЕВА В МАЕ 1957 г.
Боязнь критики и самокритики присуща уходящим классам и их политическим партиям.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. На основании каких факторов можно сделать вывод о ресталинизации советского общества при Брежневе? 2. Дайте характеристику Конституции СССР 1977 г. 3. В чем вы видите особенности общественно-политического развития СССР в середине 60-х — середине 80-х гг.? Почему этот период называют «золотым веком» номенклатуры? 4. Прочтите высказывание Н. С. Хрущева. Подтвердите или опровергните его, приведя примеры из общественной жизни СССР середины 60-х — начала 80-х гг.
Расширяем словарный запас:
ДИССИДЕНТ — инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию.
КОРРУПЦИЯ — подкуп, продажность общественных и государственных деятелей, чиновников, должностных лиц.
«ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА» — система производства, действующая вопреки существующему законодательству, чаще всего нелегально.

§ 46. Экономика «развитого социализма»

Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Трудности развития экономики страны в начале 60-х гг. даже в среде политических лидеров породили сомнения в эффективности административного диктата. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная экономическая дискуссия, в центре которой находились проблемы экономического стимулирования производства. В ходе этих споров в основных чертах сложилась будущая экономическая реформа. В целом она не отвергала директивную модель экономики, но внедряла в нее некоторые механизмы внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.
В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения). Были ослаблены и «репрессивные» меры за ведение личного подсобного хозяйства. Все это вело к оживлению хозяйства.
Однако власть по-прежнему делала главный акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также па увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.
Большие средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, закупку дорогостоящей техники, непродуманную мелиорацию и химизацию земель. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (но сути, важное социальное достижение того времени) обернулось ростом иждивенческих настроений.
По мере свертывания линии на развитие заинтересованности в результатах труда к началу 80-х гг. колхозы и совхозы в целом оказались убыточными.
В результате за 25 лет (1964 — 1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% от урожая. Страна оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания.
Реформы в промышленности: замыслы и результаты. В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. Она не покушалась на основы директивной экономики, но стала наиболее радикальной реформой за все годы советской власти. Главными ее положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число планируемых показателей. Наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции вводились и новые показатели, которые должны были обеспечить ее качество.
Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.
Вместо совнархозов было восстановлено управление промышленностью через отраслевые министерства, причем отмечалось, что это будут не прежние министерства — «диктаторы», а новые — партнеры и консультанты по организации производства в условиях хозрасчета (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причем право корректировки утвержденных планов было предоставлено лишь самим предприятиям.
Расширение прав министерств входило в явное противоречие с тезисом реформы о «самостоятельности» предприятий.
Реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966 — 1970) объем промышленного производства вырос в полтора раза'. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.).
Однако уже к концу 60-х гг. реформа, при том что ее никто не отменял, пошла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,7% в годы восьмой пятилетки упали до 3,5% в годы одиннадцатой (1981  — 1985), темпы роста производительности труда за это же время снизились с 6,8 до 3%.
Все это объяснялось объективными причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения, истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых, физическим износом и моральным старением оборудования, значительным ростом военных расходов и т д.
Однако главным обстоятельством было то, что существовавшие условия организации и управления производством не могли уже обеспечить решения стоящих перед экономикой задач.
В 1979 г. правительство предприняло еще одну попытку оживить экономику страны за счет совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако резко ускорить развитие экономики эти усилия не смогли. Одновременно вновь заговорили о необходимости приоритета моральных стимулов к труду над материальными. Начался новый виток социалистического соревнования, должный компенсирован, недостатки хозяйственного механизма.
В 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали кратковременный успех, но прошли почти незамеченными на фоне набиравших силу перемен.
Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.
Научно-технический прогресс. В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность. В общественной жизни стран Запада эти перемены вызвали демократизацию всех ее сторон.
В СССР о научно-техническом прогрессе тоже заговорили (вернее, продолжали говорить). На XXIV съезде КПСС прозвучала даже установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако новые крупные открытия и разработки, если они не имели военного значения, чаще всего так и не удавалось реализовать. Это происходило то из-за «нехватки средств», то из-за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.
Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства (сократилось в четыре раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали отвечавшие потребностям времени новые отрасли роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д.). Однако определяющими для развития экономики эти тенденции так и не стали
Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских ученых в фундаментальной пауке, в практической жизни прогресс науки и техники во многом не ощущался Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельскою хозяйства
К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, и СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин, преимущественно устаревших моделей.
Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкции в отношении СССР в начале 80-х гг. , когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологии фактически прекратился.
В результате к середине 80-х гг. СССР вновь, как и и 20-е гг, оказался перед угрозой нового отставания от стран Запада
Социальная политика. Социальная сфера финансировалась исключительно но остаточному принципу К примеру, удельный вес капиталовложении в жилищное строительство (к общему их объему) сократился с 17,7% в 1966 — 1970 и до 15,1% в 1981 — 1985 гг. В результате в начале 80-х м в СССР вновь обострилась жилищная проблема (в 1984 i было построено лишь 2 млн. квартир — столько же, сколько строилось в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось)
Значительно были урезаны государственные расходы па здравоохранение Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже па 35-м месте в мире по продолжительности жизни и ii,i 50 м — по уровню детской смертности
Рост населения и падение темпов сельскохозяйственною производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970 — 1987 и закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов — в 12,4, растительного масла — в 12,8, зерна — в 13,8, масла животного — в 183,2 раза) Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти
Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9% в 1966 — 1970 гг. упал до 2,1% в 1981  — 1985 гг. Но все же в целом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Выросла и заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе, созданном в промышленности СССР, составляла лишь 36,5% (1985), в то время как в США — 64%, а в некоторых других странах — до 80%.
По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место в мире.
Все это свидетельствовало о том, что удержать статус великой державы становилось возможно лишь за счет относительного усиления эксплуатации трудящихся, сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? 2. На что сделало главную ставку в экономическом развитии брежневское руководство в 70-е гг.? 3. В чем вы видите причины относительного улучшения жизни советских людей в 70-е гг.? 4. Назовите причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 70-х — начале 80-х гг.

§ 47. Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг.

Концепция «развитого социализма». Смена курса в октябре 1964 г. должна была неизбежно повлечь за собой и новое идеологическое обоснование. Первоначально свертывание демократических начинаний Хрущева объяснялось необходимостью борьбы с его субъективизмом и волюнтаризмом.
Однако весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Таковым стали концепция «развитого социализма» и теория перманентного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму.
В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции (1967) впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на вполне реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Авторы концепции высказывали идеи полной, хотя и относительной однородности советского общества, окончательного решения национального вопроса, отсутствия внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. Это, в свою очередь, вело к формированию у руководства КПСС благодушного и самоуспокоенного восприятия окружающей действительности. Не подрывая веры в коммунизм, эта концепция переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости (как этого требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена. Причем, чем сложнее становилась ситуация в экономике и социальной сфере, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа «идеологией застоя».
Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал, по существу, из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, которым обосновывалась в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Теперь же обновленный тезис должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с «агентами влияния» Запада, оправдать ограничения в духовной жизни. Эти идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г.
Однако реальная жизнь людей все меньше и меньше напоминала «развитой социализм». Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовало «уточнений» в идеологии. В 1982 г. Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.
Противоречия в развитии художественной культуры. Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной еще при Хрущеве. Это означало отказ от двух крайностей — очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности — с другой. Эта позиция прозвучала и в Отчетном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях на том же съезде руководителей региональных партийных организаций прозвучало требование «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество, тенденциозно искажают отдельные этапы жизни советского общества». В качестве примера была названа повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС начала расцветать производственная тематика. В произведениях, посвященных этим проблемам, все завершалось благополучно после вмешательства партийных руководителей, а недостатки списывались на происки врагов или издержки воспитания.
С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (приоритет принадлежал историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре.
Во второй половине 60-х гг. значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Значительно возросла и роль цензурного пресса. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.
На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали «ждановские» оценки отдельных произведений и их авторов, обвинявшихся в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.
Железный занавес вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы некоторых зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической оценкой их авторов, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.
Деятели культуры, которые не принимали «правила игры» и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х — начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.
Объективно противостояли идеологии застоя представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б. Васильев, Ю. Трифонов.
Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и др.
Специфической чертой культуры 60 — 70-х гг. была так называемая магнитофонная революция. Записи песен и сатирических выступлений, не поддававшиеся контролю, получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Ю. Визбор, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты
A. Райкина, с помощью сатиры бичевавшего пороки общества. Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре — официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.
Ростки «антисистемы». Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.
В 1965 г. были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и К). Даниэль за публикацию своих произведений за границей. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневекая, С. Ковалев, Л. Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.) В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций.
Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г. был раскрыт и разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный Союз борьбы за демократические права, выступавший за демократизацию общества.
В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3-го ранга B. Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нем говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь...» Поднятые в воздух военные самолеты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян.
Все это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. На каких примерах вы можете доказать усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 60-х — начале 80-х гг.? 2. Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в эти годы? 3. Чем можно объяснить нарастание сопротивление властным структурам со стороны различных слоев населения в середине 60-х — начале 80-х гг.?

§ 48. Политика разрядки: надежды и результаты

Отношения с Западом. К середине 60-х гг. международная обстановка осталась для СССР противоречивой: единый в прошлом «социалистический лагерь» находился в состоянии раскола из-за «антисоветской деятельности» китайского руководства; отношения с Западом вновь осложнились из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме; политика СССР в странах «третьего мира» не приносила многих ожидаемых результатов.
Брежневское руководство в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран, в то время как позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах еще более усилились в связи с достижением к началу 70-х гг. стратегического паритета с США (что лишало любую из сверхдержав возможности победы в ядерной войне), а также ростом освободительного движения. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряженности расценивалось в Кремле как признак его слабости, успех советской дипломатии. Действительно, США не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, тоталитарные и авторитарные режимы способны были сохранять свою силу лишь в условиях военного противостояния и жесткой политической конфронтации. Поэтому одним из главных итогов разрядки западным политикам виделось не только ослабление международной напряженности, но и размывание структур власти в СССР и союзных ему странах.
Тем не менее к концу 60-х — началу 70-х гг., после целой полосы кризисов, началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.
В 1969 г. нейтральные страны Европы и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Полыней, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.
В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города. В мае 1972 г., в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву, были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны они явились той основой, на которой наметился поворот от конфронтации к разрядке в отношениях Восток — Запад.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США, Канады. Стержнем этого документа стала Декларация принципов взаимоотношений стран — участниц Совещания: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод и др.
Проведение Совещания и принятие его Заключительного акта стало победой всех миролюбивых сил. Однако советское руководство расценивало хельсинкский процесс исключительно как собственную победу и попыталось ее закрепить. Причем оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и своего особого положения в ней. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы, и попытались использовать его для их ослабления. Исходя из этого диаметрально противоположного понимания сущности и перспектив хельсинкского процесса, обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Все это объясняет тот факт, что судьба разрядки оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире. С началом войны в Афганистане (декабрь 1979 г.) разрядка оказалась похороненной вовсе.
Региональные конфликты. Уже с начала 60-х гг. советское руководство (как, впрочем, и руководство США) стремилось ослабить прямое военное противостояние с США, перенося центр тяжести конфронтации в различные регионы.
В течение более десяти лет (1964 — 1975) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в ее борьбе против американской агрессии.
С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял однозначно проарабскую полицию и направил в Египет и Сирию не только огромное количество оружия, но и военных специалистов.
На стороне Индии СССР выступил не только во время ее войны с Пакистаном в середине 60-х п., но и в новом индо-на-кистанском военном конфликте в 1971 г.
Многолетняя война за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в середине 70-х гг. завершилась провозглашением их независимости. Однако затем началась ожесточенная вооруженная борьба различных политических сил за власть в этих странах. СССР поддерживал группировки промарксистской ориентации, оказывая им значительную экономическую, финансовую, военную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашен курс на строительство социализма.
С 1974 г. после свержения монархии и начала гражданской войны в Эфиопии СССР стал оказывать массированную военную поддержку режиму М. X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и ставшего слепо копировать советскую модель
Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 i. режима Сомосы и приходу к власти нового руководства, которое в ходе обострившейся гражданской войны получало крупномасштабные поставки со стороны СССР.
Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.
Афганская война. Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советскою руководства стала война в Афганистане. В гражданский конфликт различных политических сил оказался вовлеченным «ограниченный контингент советских войск», вступивший по приказу высшего руководства СССР 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана. Такое решение было принято несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Даже некоторые члены правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе.
В этой войне погибло около 14 тыс. советских солдат, ранено 35 тыс., пропало без вести или попало в плен более 300. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек.
«Братская помощь» афганскому народу обошлась советским людям потерями десятков миллиардов рублей. Она значительно подорвала авторитет СССР в мире, а начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику страны в крайне тяжелые условия, ускорив нарастание структурною кризиса.
Отношения с соцстранами. «Доктрина Брежнева». В странах Восточной Европы назревали кризисные явления в экономической и политической жизни. Советская тоталитарная модель переставала работать. В декабре 1967 г. произошла смена руководства компартии Чехословакии, лидером которой стал А. Дубчек. В апреле 1968 г. была принята программа действий нового руководства, реализация которой была названа «Пражской весной». Программа открывала дорогу последовательной экономической реформе и всесторонней демократизации общества.
Однако по мере ее реализации нарастало беспокойство в Москве и в руководстве союзных стран о «судьбах социализма». Попытки демократизировать общество закончились вводом в августе 1968 г. в Чехословакию войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии.
Эта акция усилила раскол среди стран социализма. Еще больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия. В августе 1968 г. вышла из ОВД Албания.
Чехословацкий урок заставил брежневское руководство пересмотреть характер сотрудничества с союзниками. Были предприняты шаги по усилению экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Целой серией межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, а также путем создания почти 30 межгосударственных учреждений был значительно ограничен их суверенитет, одновременно усилились роль и значение СССР в содружестве.
Эти меры получили на Западе название «доктрины Брежнева».
Тем не менее, несмотря на действие этой доктрины, ситуация постепенно выходила из-под контроля Москвы.
В 1970 г. начались массовые выступления рабочих в Польше, приведшие к образованию независимого профсоюза «Солидарность». Эта была первая в социалистической стране массовая общественно-политическая сила, возникшая «снизу» и ставшая реальной альтернативой власти. Несмотря на введение в декабре 1981 г. военного положения, действия «Солидарности» привели в конечном счете к падению коммунистического режима.
Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР. Сложность отношений с ними была обусловлена в основном их большей или меньшей самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики.
В конце 60-х гг. отношения с КНР обострились настолько, что начались вооруженные провокации на границе, потребовавшие ее значительного укрепления. В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом, в которой советская поддержка была на стороне последнего.
С годами все более очевидным становился кризис системы, существовавшей не только в СССР, но и в других странах «государственного социализма». Списать его издержки на «происки ЦРУ» становилось уже невозможно.
ДОКУМЕНТ
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКА Б. В. ГРОМОВА — КОМАНДУЮЩЕГО ОГРАНИЧЕННЫМ КОНТИНГЕНТОМ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ
На основании устных приказаний министра обороны маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова в декабре (1979 г.) было отдано более тридцати различных директив, в соответствии с которыми на территории Среднеазиатского и Туркестанского военных округов было развернуто и доукомплектовано около ста соединений, частей и учреждений. Были развернуты управление 40-й армии, три мотострелковые дивизии, десантно-штурмовая бригада, отдельный мотострелковый полк, артиллерийская и зенитно-ракетная бригады, а также несколько частей различных родов войск и службы тыла. Для доукомплектования развертываемых войск было призвано из запаса более 50 тыс. офицеров, сержантов и солдат. Предприятиями народного хозяйства для нужд армии было продано около 8 тыс. автомобилей. Для обоих военных округов это было самое крупное мобилизационное развертывание за последние полвека. В войсках и военных комиссариатах были уверены в том, что идет обычная инспекторская проверка. Лишь 24 декабря на совещании руководящего состава Министерства обороны СССР было объявлено о принятии советским руководством решения о вводе войск в Афганистан... Было определено и точное время перехода границы — 15.00 25 декабря 1979 г.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. В чем состоит главная причина того, что и советское руководство, и лидеры западных стран пошли в первой половине 70-х гг. на разрядку международной напряженности? 2. Что такое «доктрина Брежнева»? Когда и в связи с чем она начала реализовываться? 3. Дайте оценку действиям советского руководства в связи с событиями в Чехословакии в 1968 г. Почему СССР не пошел на введение своих войск в Польшу в аналогичной ситуации в 1981 г? 4. Когда и в связи с чем завершилась полоса разрядки международной напряженности? Что явилось поводом для этого? Кто несет за это ответственность? 5. Дайте оценку характера отношений СССР с социалистическими, капиталистическими, развивающимися странами в середине 60-х — середине 80-х гг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий